blank

Теория литературы. Часть 2

Сегодня мы продолжаем изучение историко-литературных процессов и терминологии для успешной сдачи ЕГЭ по литературе. Ниже рассмотрим основные направления в литературе девятнадцатого и двадцатого столетий, знания которых вам потребуются в ответе на вопросы 1-7 заданий ЕГЭ по литературе

Художественный образ может быть использован в разных значениях. В узком, широком, обобщенном. В узком – отдельный троп. В широком значении – изображение человеческого характера. В обобщенном – тема Родины у Блока, образ лишнего человека (Печорин). Соответственно и художественный вымысел – это создание произведения при помощи силы воображения автора.

Никогда в литературе не существовало одновременно столько разнородных направлений, течений, шкал как на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий. Долгое время в литературоведческой науке существовала мысль о противостоянии как единственной форме между ними и, прежде всего, между реалистическими и модернистскими направлениями.

Основные литературные направления девятнадцатого века

Классицизм («Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина). Признаки направления: единство места времени и действия, строгое деление на жанры (эпос, лирика, драма и т.д.), целостная композиция, опора на творческое достижение античной литературы.

Сентиментализм («Бедная Лиза» Карамзина). Признаки: интерес писателя к внутреннему миру человека, внимание к новому герою, обыкновенному простому человеку, стремление показать обыденную жизнь и быт людей.

Романтизм («южные» произведения Пушкина, Лермонтова, произведения Байрона). Признаки романтизма: романтический герой, несогласие романтической личности с миром, условные формы творчества (фантастика, гротеск, символичность). Романтизм составил целую эпоху в истории европейской литературы. В нем причудливо сочетаются исключительность героев, индивидуализм, глубокий интерес к прошлому, стремление и умение зримо передать колорит отдаленных времен, влечение к необычному и, наконец, задушевность, лиризм.

 Реализм. Признаки: в центре внимания действующие в жизни закономерности. Умение представить жизненные явления как типические. Изображение жизненных явлений в их развитии.

Литературные направления двадцатого столетия

blank

Модернизм – общее условное название разнообразных нереалистических явлений в мировой литературе и искусстве двадцатого века (символизм, акмеизм, футуризм, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, экспрессионизм, «поток сознания» , драма абсурда и другие). В России модернистская литература и прежде всего «новая поэзия», возникают в конце девятнадцатого века. Когда многие писатели усиленно искали новые пути для развития литературы – стремясь выйти за пределы реалистических традиций. Но вместе с тем они сохранили преемственную связь с лучшим, что было свойственно классической литературе, поэтому так сильны в русской модернистской литературе традиции Пушкина, Гоголя, Достоевского и других писателей. Для модернистов характерен подчеркнутый интерес к индивидуальному сознанию, особая, первостепенная роль в художественном мире авторского «Я», эстетизация всех явлений жизни, стремление соотнести бытовое, предметное начало в мире с бытийным сущностным.

Символизм – одно из значительных явлений в русской литературе двадцатого столетия. Неудовлетворенность состоянием литературы рубежа девятнадцатого-двадцатого столетий породило новую систему мировосприятия, основанную на главных элементах: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Признаки символизма:

  1. Интуитивно-мистический взгляд на мир.
  2. Повышенный индивидуализм.
  3. Ценность искусства – проникновение в тайны бытия.

Представители символизма (З. Гиппиус, Д. Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмот)

Акмеизм- антитеза символизму. Акмеисты проповедовали ясный, свежий простой язык поэзии, где слова ясно прямо и четко называли предметы (Гумилев, Ахматова, Мандельштам). Реальность акмеистов ограничивалась природой, историческими темами, миром вещей и людей.

Футуризм – одно из авангардистских движений в искусстве начала двадцатого века.

Основные признаки футуризма:

  1. Разрыв с традиционной культурой, связь с современной цивилизацией с ее динамикой.
  2. Эстетическая агрессия, культ силы, прославление войны.
  3. Неизбежность крушения «старья».
  4. Разрушение стилей и жанров, изобретение новых слов, введение неязыковых форм в тексте, ложных математических знаков (Маяковский, Хлебников).

Оставить Комментарий