blank

ЕГЭ по литературе. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Наконец-то мы добрались до творчества одного из самых великих писателей русской литературы, автора гениальной фразы: «чтобы творить – надо страдать», писателя, чье творчество нужно научиться понимать, анализировать и тогда вы поймете, что Достоевский – Гений.

Как вы поняли у нас сегодня статья посвящена Федору Михайловичу и его «Преступлению и Наказанию», которое включено в ЕГЭ по литературе.

blank

Ф.М. Достоевский родился в Москве. Отец писателя служил военным врачом. Это был человек вспыльчивый, болезненно подозрительный и скупой. В семье царило взаимное недоверие и обиды. Когда Достоевскому исполнилось шестнадцать, он поехал в Петербург и поступил в военно-инженерное училище. Но находится вдали от близких, от семьи было еще тяжелее. Нужда, одиночество мучили Достоевского непрестанно. «Грустно жить без надежды. Смотрю вперед, и будущее меня ужасает», — жаловался он.

Кончив училище Достоевский поступает на службу, но тяготится ею и очень скоро выходит в отставку: в его сердце загорается мечта стать писателем. Все силы души он отдает своим первым произведениям. Полный сердечного трепета двадцатипятилетний Достоевский принес рукопись романа «Бедные люди» Некрасову, который затем передал ее Белинскому. Прочитав рукопись, оба пришли в восторг. «Цените ваш дар и будьте великим художником», —  сказал Белинский молодому автору. Позднее достоевский скажет, что это была самая торжественная минута его жизни.

Тяжелые испытания ожидали молодого писателя. За участие в революционном кружке Петрашевского Достоевский в 1849 году был приговорен к смертной казни. Вместе с другими осуждёнными его ввели на эшафот, прочитали приговор, палач накинул белые саваны, солдаты подняли ружья. И только тогда объявили о замене казни каторгой.

На каторге, в ссылке Достоевский увидел жизнь совершенно особую, познакомился с «погибшим народом», по его словам, узнал русский народ так хорошо, как может быть, немногие его знают». О жизни сильных и каторжных рассказал писатель в «Записках из мертвого дома» (1862).

В 1852 году Достоевский вернулся в Петербург, где и создал крупнейшие свои произведения. Годы каторги губительно отразились на его здоровье, до конца жизни Достоевский мучился припадками эпилепсии. Несчастья одно за другим обрушивались на писателя: смерть любимого брата, жены, двоих детей. Литературного заработка нее хватало, чтобы прокормить свою семью и семью умершего брата. «Работа из-за денег задавила и съела меня», — писал он в 1865 году. Только за два года до смерти Достоевскому удалось освободиться от долгов.

Перенесенные невзгоды наложили на писателя сильный отпечаток. Это был человек крайне замкнутый, болезненно раздражительный и нервный. Подорвавший свое здоровье в каторжной тюрьме, утомленный нескончаемыми беспокойствами за близких, Достоевский умер в 1881 году. Беспощадно правдиво показал Достоевский в своих произведениях горестную участь угнетенных и обездоленных. В этом его главная заслуга. С развитием цивилизации возникает отрицание непосредственной идеи и законов. Человек обожествляет себя и теряет веру в Бога. Так по Достоевскому кончались все цивилизации. Идеал человека – Христос. Достигая высшей стадии мировой гармонии человек будет все более и более приближаются к богочеловеческому совершенству Христа, а в финале этого пути переродится окончательно. Мировая гармония Достоевского предполагает личное бессмертие и воскрешение всех умерших. Христианство стремится к братству через духовное очищение каждого человека независимо от условий его жизни вопреки влиянию среду.

blank

«Преступление и наказание»: что повторяется сегодня из того, о чем писал Достоевский в своем романе.

Тот, кто поставит себе за правило проверять дело мыслью, а мысль делом…тот не может ошибаться, а если он и ошибется, то скоро снова нападет на правильный путь (В.Гёте)

Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками.  И писатель показал в своих произведениях людей, которые пытаются протестовать против царящего зла. Люди-борцы, люди- живые, ибо борьба – это условие жизни: жизнь умирает, когда окончена борьба. Таков Родион Раскольников. Страшная бедность повергает его в отчаяние. Отчаяние порождает идею, а идея – борьбу. Раскольников, однако, не становится борцом за лучшее будущее.  «Не переменятся люди, и не переделать их никому. И труда не стоит тратить…Так доселе велось и так всегда будет!» Но идея-то жива. Она неотделима от него. Днем и ночью пульсирующей жилкой бьёт в висок, мешая жить, утомляя и умерщвляя заживо; она сила и слабость, ум и воля, зло и добро, свет и тьма. Без идеи человек в конце концов остается при одних ощущениях. А отражение в сознании в результате внешнего мира на человека отдельных качеств, сторон, предметов, материального мира – это лишь первая ступень познания; высшей ступенью познания является мышление. Пустое созерцание без мышления деградирует человека. Мышление перерабатывает данные ощущения в понятие, законы, которые глубже, чем ощущения, отражают материю. Правильность отражения объективного мира в ощущениях и понятиях человека проверяется практикой. Раскольников проверяет свою теорию ужасной, кровавой, но правильной теории с точки зрения «великих» людей.

Идея Раскольникова – это верное отражение действительности. Идея овладела его мыслью, подчинила себе, приковала разум его совесть, она – клетка, из которой нельзя вырваться, не разорвав сердца, это дьявол, от которого не скрыться, потому что нельзя убежать от действительности…

В романе прослеживаются две параллели. Одна и них – уродливая правда, правда, которую отвергают и маскируют, но она есть и будет. Эта правда в том, что в настоящее время теория жива. Другая параллель – ложь – утешение в том, что светлое будущее придет, исчезнут Лужины, Свидригайловы, Раскольниковы найдут пути и средства истинного служения людям…и все поймут свои ошибки, ибо говорил Гете, что ошибка относится к истине, как сон к пробуждению. Пробуждаясь от ошибки, человек с новой силой обращается к истине. Хочется верить, но верится с трудом. Время экзистенциализма и общественной раздробленности не кануло в вечность, оно лишь на миг уснуло, чтобы проснуться сейчас.

blank

Оставить Комментарий